Санкт-Петербург
8 (812) 324-60-77
Центр прикладной психологии
                "Очищение"
Главная > Фотогалерея > Семинар "Народный Пляс". Санкт-Петербург, 13-14 февраля 2010 г.
Семинар "Народный Пляс"
Санкт-Петербург, 13-14 февраля 2010 г.
"Что такое народный пляс?
    Наверное, есть много способов описать народный пляс. Мы исходим из того, что пляс - это проявление движения Души. Через изучение народного пляса мы пробуем понять свою душу и душу народа. Увидеть через плясы, чем один народ отличается от другого, просто. Даже в близкорасположенных деревнях пляшут по-разному один и тот же пляс. И «своих» даже на чужбине или через много лет узнают по каким-то своим, неуловимым постороннему человеку, плясовым движениям.
    Но длянасважнее понять, чтов народном плясе есть общего. Как по нескольким плясовым движениям узнавали «своих» или точно определяли, откуда ты? Мы, возрождая народную культуру, ставим задачей вернуть плясы в нашу жизнь, чтобы не сдерживать движения своей Души, когда она рвется в пляс. И к тому же пляс – это просто красиво…На нашем семинаре мы будем осваивать народные плясы, которые собирали сами у стариков в разных местах нашей страны и которым учились у этнографов. Начнем с тех, что ближе к нам по времени возникновения и дойдем до плясов, в основе движения которых лежит подражание птичьим движениям. Такие плясы считаются древними. Чем больше их пляшешь, тем большая глубина открывается в их понимании.
Если у нас получится, мы попробуем выйти на пляс Души…
    Понимать и осваивать плясы нам помогают Любки. Любки дают и состояние любования и понимание движения. Поэтому на семинаре будем заниматься Любками, применяя их в плясах. Думаем для тех, кто знаком с Любками, будет полезно увидеть еще одно проявление Любков – в плясе.
    Наш семинар приходится на последние дни Масленичной недели, и мы с вами обязательно отыграем некоторые обряды Масленицы, применив то, чему научимся за семинар. Испокон веков народное гулянье было местом, где можно было себя показать миру и миром увидеть себя. Существовало немало обрядовых способов показать себя через плясы и хороводы – разнообразные переплясы, совместные плясы и хороводы, девичьи хороводы, мужская пляска… В общем, будем пробовать".

(Из приглашения на семинар)




































Отклики участников семинара
                                                             Об именах

    Обычно в работах - на семинарах, занятиях, при написании откликов, - мы используем специальные имена. Они могут быть взяты самим человеком для защиты, потому что под придуманным именем легче раскрыться. Либо могут быть даны как проявления какой-то черты, болезни или личности в человеке. Эти имена рабочие, и человек, получивший такое имя, проживает его, разбирается с ним, затем получает новое. Иногда имена не слишком благозвучны,  но они принимаются человеком, так как имя, которое дается, - всегда подсказка при самопознании.
    В откликах, которые мы публикуем, использованы именно такие рабочие имена.
В прошедшие выходные 13-14 февраля, в Питере, в новом Центре прошёл семинар по народным плясам. Водящими были Помеха ,  Потвора,  Второй и Медянка.
Мне, человеку, воспитанному в советское время, выросшему в маленьком шахтёрском городке, который построили на пустом месте, городе, где не было стариков,  никогда не нравились ни русские народные песни, ни русские плясы, вернее танцы, как я тогда их называл. Песни казались заунывными и тягомотными, танцы, которые видел в телевизоре, дурацкими и некрасивыми.  В школе бытовало убеждение, что всё это признак отсталости.
На первых семинарах, меня что-то тыркнуло,  что-то внутри откликнулось, появилось неясное ощущение что за этим что-то есть. Дальше, больше, появилась охота прикоснуться, потом попробовать и поучаствовать. На последнем семинаре по отладке даже пробовал приплясывать.
На нынешнем семинаре я получил несколько уроков.  Я понял и ощутил, как копится и рождается движение, когда ты в трясцах  копишь движение и потом выплёскиваешь его из себя, и не в силах не выплеснуть.  Движение есть по-настоящему, и его видно, я научился его видеть, если с чем-то сравнивать это открытие, то  можно  сказать, что научился видеть радиоволны.
Когда стали плясать «Ручеёк», накатило понимание, что за внешней простотой, нет никакой простоты, что всё наполнено такой силой и глубиной, к которым мне ещё идти и идти. И ещё я сумел быть в плясе, полностью оказался внутри него, жил тем, что плясал. Это было совершенно новое для меня состояние.
Смотрели записи, с этнографических сборов, которые привезли Помеха и Потвора.  Конечно оказал действие рассказ о том что иста пляса именно у выпившего дяди Миши, который был на заднем плане. Потому и пристально смотрел на него.  Он в плясе был таким беззащитным и настоящим, что хотелось его обнять и защитить. Почему-то от его пляса накатывали слёзы.
Когда Горячий, наверное  неожиданно даже для самого себя, кинулся в ПЛЯС, вдруг вспомнил о своей такой же охоте, и понял что запрятал, заховал её так далеко и глубоко и если бы не особенное состояние созданное семинаром, может быть никогда бы и не вспомнил.  Когда эту же песню заиграли второй раз, выплеснул эту охоту, плясал и пел, как наверное никогда в жизни.
Спасибо Водящим, спасибо Устроителям, спасибо Маргарите,  Хрянцесе, Василисе, спасибо всем участникам. Семинар был Настоящим.

Неоп
В эти выходные в Питере прошел семинар  по народным плясам. Прошел он в новом центре, на своей земле, и это так здорово! Это как маленький кусочек Заповедника у нас в Питере, и хочется его обживать, украшать и оберегать.
 
О народных плясах.
Я поняла, чем отличаются плясы от танцев. Плясы, это когда пляшет душа, а танцы, это когда тело двигается по определенным предписаниям. Возможно это великолепная или даже гениальная хореография, где душа тоже может плясать, но пляшет она все равно в заданных рамках, и ей надо учиться выражать себя в этих условиях. А в плясах душа свободна, если она, конечно, свободна, и вольна летать и творить свой неповторимый рисунок.
Еще мы говорили об исте пляса. Напишу так, как я это поняла. Пляс, это когда душа стремится летать, в ответ на движение извне. А извне может быть музыка, человек  или какая-либо весть, которая задевает мою душу, и ей хочет двигаться, летать, вспархивать пташкой, лететь птицей. И душа заставляет двигаться мое тело. Если я пропускаю это движение души, то душа поет, движется, и я пляшу. А если нет, то я зажимаю себя, а потом сожалею об упущенном.
На семинаре мне удалось позволить себе проявляться, позволить своей душе летать в плясе, летать телом так, как пока  умею.
 
Комсорга
На этом семинаре мы услышали, что такое иста пляса. Это полёт души в ответ на музыку и слова.
Первый раз в жизни я плясала от души под гармонь и бубен, а потом под балалайку, не думая о том, что, я же не училась плясать, а что обо мне подумают. Я отпустила себя и двигалась в такт музыке, всем телом, руками, ногами и головой, свободно, легко, не было вопросов, что делать руками, что делать ногами, они двигались сами по себе. И это, действительно, был полёт души в ответ на музыку. И от этого было радостно.
Бабушки в деревнях рассказывают, как раньше русские люди могли после долгого трудового дня проплясать почти всю ночь, поспать 3 часа, и снова трудиться весь день. И сил у них хватало на то, чтобы в страду успеть выполнить все полевые работы, причём радостно с песнями.  Это вызывает удивление и желание научиться так жить. Научиться наполняться силами от песен и плясок.
Спасибо Помехе о Потворе и устроителям за очень полезный семинар.
 
Маргарита
<...>
На семинаре мы пришли к выводу, что в своей жизни постоянно делаем выбор. Появляется движение души, и я выбираю, пойти по нему или сдержаться, чтобы обо мне не подумали чего-нибудь плохого. Этот выбор происходит практически мгновенно. И если сдерживаюсь, не иду  по движению души, потом чаще всего остаётся сожаление и неуют, как будто снова предала себя, свою душу. При этом, возможно, я упускаю момент, который никогда больше не повторится, и я не сделаю что-то важное для своей души.
Это я увидела и поняла после того, как мы обсудили, почему, когда заиграла весёлая плясовая музыка, не усидел на месте только один Горячий. Он пригласил Василису, и они плясали только вдвоём, хотя всем остальным тоже хотелось плясать.
Сдержанность настолько срослась со мной с младенческого возраста от постоянных запретов, что я не всегда и замечаю порывы своей души. Они как маленькие искорки вспыхивают и тут же гаснут, и забываются. Как будто внутренний надзиратель строго отслеживает их и тут же гасит, не давая им разгореться. Теперь мне видно, с чем надо работать.
Когда мы поговорили о проявившейся сдержанности, её стало меньше. И, потом, когда снова зазвучала музыка, в пляс пустились все, кто не был в это время занят делом, и плясали от души.
 
Маргарита
        Как душа может проявляться через плясы? Сначала так, как она умеет, когда я ей позволяю это сделать. И первыми идут привычные образы, которым меня обучали в детстве. И я чувствую в этом некоторую несвободу. Сейчас хочу научиться для начала свободно выражать себя через них, не зажимаясь, а затем позволить своей птице летать, познавая через нее себя. И еще хочется научиться писать стихи, слагать частушки. Душа-то поет и пляшет, а выразить это телом я пока не умею.
      На семинаре мы говорили о том, что движения плясов творились из привычных для людей образов действий. Для пахарей это были одни движения, для ткачей другие. Я сейчас подумала о том, как танцует наша молодежь. Движения рваные, угловатые, молодежь как в растерянности, как же им двигаться, что же с этим телом делать-то. Да себя вспоминаю, что движение-то шло, а как его выпустить через тело было совершенно непонятно.
      Помеха с Потворой показывали записи некрасовских плясов и то, на что Скоморох обращал в них внимание, на то как плясал, на заднем плане дядя Миша. Он не должен был попасть в кадр, но он попал. Он не был одет в народный костюм, у него болела нога, но как плясало его не совсем здоровое на тот момент тело! Да и плясал-то он немного, но там было несколько таких движений, повторить которые возможно ли? Там плясала душа, и душа эта была свободной птицей. И была еще запись некрасовских плясов из Турции, где, не помню его имя, плясун просто вспархивал, и эти мгновения незабываемые. До слез пробивает, что сейчас понимаю свою задачу, научиться успешно и счастливо жить в этом мире, на Земле, помня и осознавая себя свободной душой и духом.
Душа, как птица, и она может летать, и что удивительно, она может это делать в теле.

    Комсорга
К началу страницы